Кастаньеты - история и техника игры

Когда речь заходит о страстном танце фламенко, перед нашими глазами всплывает образ высокой брюнетки в красной юбке, которая пылко отбивает ритм своими каблуками. А что же у неё в руке? Конечно же, кастаньеты! Все мы не раз видели эти деревянные ракушки, прогуливаясь по улицам солнечной Испании или смотря любовную испанскую мелодраму. А сейчас мы предлагаем Вам поближе познакомиться с этим удивительным музыкальным инструментом.

История возникновения кастаньет

Именно в Испании кастаньеты стали неотъемлемой частью народного фольклора, но изобретены они были за тысячи километров от Пиренейского полуострова. Похожие музыкальные инструменты были распространены в Древнем Египте и Греции около 3000 лет до нашей эры. Это были незамысловатые деревянные палочки длиной от десяти до двадцати сантиметров. Палочки скрепляли между собой так, чтобы при ударе друг о друга они звонко трещали.

На древнегреческих вазах можно увидеть прямого прародителя кастаньет – кроталы. Строение и принцип игры удивительно схожи. Однако эволюция сделала кастаньеты более компактными.

Существует множество мнений о том, как именно кастаньеты попали в Испанию. Их могли привезти на Пиренейский полуостров греки ещё в древности или мавры во время реконкисты. Другие утверждают, что первые кастаньеты привёз в Испанию сам Христофор Колумб.

Что такое современные кастаньеты?

Кастаньеты – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух пар вогнутых пластинок в форме ракушек, которые связаны между собой шнурком. В испанском языке кастаньеты называются castañuelas. Это слово произошло от испанского названия такого дерева, как каштан. Считается, что музыкальный инструмент был наречен именно так из-за внешнего сходства с плодами этого дерева.

Кастаньеты – это парный музыкальный инструмент, и с первого взгляда может показаться, что обе его части абсолютно идентичны, но это не совсем так. Одну из пар принято называть «женщиной», по-испански hembra, а вторую «мужчиной», macho. Различаются они тем, что macho большего размера, создаёт низкий звук, и исполнитель держит её в левой руке. Главной функцией этой пары является отбивание основного ритма композиции. В то время как меньшую по размеру hembra держат в правой руке, и за счёт высокого звука она создаёт замысловатые ритмические рисунки в добавление к основному ритму.

Использование кастаньет во фламенко

Чтобы виртуозно овладеть техникой игры на кастаньетах танцору или танцовщице необходимо обладать внутренним чувством ритма и высокой концентрацией. Сочетать страсть, эмоции и целый вихрь собственных движений с одновременной игрой на кастаньетах – это целое искусство.

Обычно кастаньеты служат аккомпанементом народных танцев, и, если мы говорим о фламенко, этот инструмент используется в таких стилях, как севильяна, разновидностях фанданго, например, вердиалес или фанданго де Уэльва.

Также кастаньеты часто используются в самых древних и наиболее известных стилях фламенко, например, сегирийя, солеа, канья, гуахира и караколес.

Базовая техника игры на кастаньетах

Прежде всего Вам необходимо правильно надеть и закрепить кастаньеты. Вам нужно продеть большой палец в два узла на шнурке, соединяющем кастаньеты, так, чтобы узлы оказались на обеих фалангах большого пальца. Таким образом, кастаньет держится на большом пальце, и одна из его сторон прилегает к ладони. Длину шнурка можно регулировать так, чтобы Вам было удобно.

А сейчас мы хотим показать Вам основные звуки, отбиваемые на кастаньетах.

1. Нота RRI или простой перекат правой рукой

Ударьте мизинцем в верхнюю часть кастаньета hembra. Далее проделайте тот же одиночный удар с безымянным пальцем, а затем то же самое с остальными пальцами, пока не дойдете до указательного.

2. Нота ТА

Теперь Вам необходимо добавить ритм левой рукой. Левый кастаньет macho будет обозначать басовую линию звука, создавая ритм. Средним и безымянным пальцами ударяйте по кастаньету в конце каждого удара правой руки. Это создаст более тяжелый и глубокий ритм.

3. Нота PI

Нота PI создаётся правой рукой. Это движение будет почти идентично подходу к созданию ноты ТА, только вместо использования левой руки Вам необходимо использовать безымянный и средний пальцы правой руки.

4. Нота PAM 

Эту ноту также иногда называют CHIN, поскольку движение похоже на то, как два человека чокаются бокалами. Эта нота представляет собой удар кастаньет друг о друга. Это движение необходимо делать резко.

5. Нота PАN

Этот мощный звук, похожий на хлопок часто используется как финальный. Вам необходимо ударить мизинцем, безымянным и средним пальцами одновременно по обоим кастаньетам. Ударять по кастаньетам обязательно нужно одновременно, иначе мощный эффект будет потерян.

Кастаньеты – это уникальный музыкальный инструмент, который способен наполнить танец фламенко ещё большей силой и жизнью, добавить испанской самобытности и колорита, а также развить чуткий слух и ритм.