«Моя жизнь и мое искусство родились из моря. Моя первая идея движения и танца пришла из ритма волн »
(Барселона, 1913 - Багур, Испания, 1963)
Стиль Танца Кармен Амайя
Фламенко всегда следовало четким гендерным ролям. Роль мужчин и женщин во многих отношениях разграничена.
Кармен произвела революцию в танцах того времени. Это было началом новой школы, другого стиля танцев для женщин в то время, когда феминизма еще не существовало.
Появление Кармен Амайи стало поворотным моментом в танце фламенко в целом и в женском танце в частности. Она произвела революцию и придала новую форму танца, в основе которого стояла женщина, а сапатеадо было сведено к использованию очень простых техник (как ритмических, так и исполнительных).
Кармен сломала старые схемы схемы танца предложив свой собственный стиль, в котором жесты подчинялись не эстетическим фигурам, а скорее эмоциям, испытываемым танцором, силе и свободе. До этого эти качества приписывали исключительно мужчине, а также его собственному характеру. Одной из форм выражения этого гения, несомненно, была и есть выразительная и ритмичная сила работы ног. Главную роль ее танцам играли кисти, в которых она сконцентрировала все свое огромное ритмическое богатство и несомненную виртуозность своего сапатеадо, как с точки зрения техники, так и с точки зрения скорости. Кроме того, танец иногда исполняли в брюках, а не в платье. Этот уникальный стиль, несет в себе абсолютно личный отпечаток признания и борьбы Кармен. Он наложил свой отпечаток на поколение многих танцоров.
Краткая биография
Испанская танцовщица и хореограф цыганского происхождения, известная во всем мире танцевального искусства под собственным художественным именем КАРМЕН АМАЙЯ. Родилась в Барселоне 2 ноября 1913г. Дочь гитариста Хосе Амая эль-Чино. Она начала заниматься искусством с самого раннего возраста в сопровождении отца, а в возрасте шести лет она дебютировала в ресторане Las Siete Puertas в своем родном городе в возрасте четырех лет. С этого момента маленькая Кармен начала зарабатывать на жизнь танцами в барах и тавернах Барселоны и Парижа.
В 1923 году Кармен впервые уезжает в Мадрид, чтобы танцевать на сцене, расположенной в мадридском "Palacio de la Música". Уже через год Кармен гастролирует по разным городам Испании, в составе труппы Мануэля Вальехо.
В 1929 году он вместе со своей тетей и двоюродной сестрой Марией сформировался Amaya Trio, с которой девушки выступали в Париже и других европейских столицах.
В 1930 году по возвращению в Барселону Кармен выступила на Международной выставке в Барселоне, ее заметили разные крупные бизнесмен Испании и предложили сотрудничество.
К 1935 году молодую танцовщицу уже звали выступить в различных мадридских залах, таких как Колизей, Фонтальба или Театро де ла Сарсуэла. Она танцевала в шоу таких известных личностей, как Конча Пикер или Мигель де Молина. В этом же году в прокат входит ее первый полнометражный фильм «Дочь Хуана Симона» с Анжелильо.
Через год Кармен переехала в Лиссабон, а затем в Буэнос-Айрес. Во время своего пребывания в Лиссабоне она начала танцевать в "Café Arcadia" в сопровождении своего отца и профессора Мануэля Гарсиа Матоса, выдающегося испанского фольклориста.
По приезду в Буэнос-Айресе она дебютировала в театре "Маравильяс" с Сабикасом и Рамоном Монтойя. Там Кармен прибывает год, а затем начинает турне по нескольким аргентинским городам. С 1937 по 1940 год она добилась больших успехов в Уругвае, Бразилии, Чили, Колумбии, Венесуэле, Кубе и Мексике. Снялась в несколько фильмов и получила общественное признание и восхищение. Фильм с ее участием крутили в Нью-Йорке в 1941 году, сначала в Beach Comba, а затем в Карнеги-холле. Тогдашний президент США Рузвельт пригласил ее на вечеринку в Белом доме с Сабикасом и Антонио де Триана, где подарил ей куртку для боулинга, инкрустированную бриллиантами. После последовала обложка журнала Time, где Кармен появилась на главной странице и вызвала восхищение у актеров и знаменитостей, что принесло ей всемирную известность.
В 1942 году ее слава дошла и до Голливуда. Кармен исполнила главную роль в картине "El amor brujo de Falla" с филармоническим оркестром. Вместе с тем она продолжала сниматься и в других фильмах, таких как "Sueños de Gloria", "Piernas de Plata", "Las amarguras de un torero", "Carmen Amaya y sus muchachos", "Vean a mi abogado", "sigan al chico o El sombrero de Paraná". В 1940-х она решает вернуться в Европу и начинает выступать в Париже, Лондоне и других европейских городах. После чего уезжает в Южную Африку и, вновь возвращается в Европу. В 1947 году выступает в мадридском театре, где представляет спектакль "Embrujo español".
В 50-е Кармен продолжала гастролировать по миру с огромным успехом. Последним фильмом, в котором она снялась как танцовщица фламенко, был «Лос-тарантос» Альфредо Маньяса.
В возрасте 44 и 45 лет Кармен вновь начинает гастроли по США, Канаде и Кубе. По возвращении Кармен появилась в фильме «Fuego de Castilla», снятом в Музее скульптур в Вальядолиде. В 1959 году прошел конгресс искусства фламенко, на котором Кармен выдвинула идею о создании фестиваля исполнителей и танцоров в стиле фламенко. Эта идея воплотилась в 1960 году. Грандиозный фестиваль прошел в Мадридском театре комедии под ее руководством. В фестивале также приняли участие Хасинто Альмаден, Пепе де ла Матрона, Эль Пили, Рафаэль Ромеро, Хуан Вареа, Маноло Варгас, певцы и гитаристы Пепе де Бадахос, Варгас Арасели и Андрес Эредиа.
В 1960-м она поехала в США, где продолжал выступать до 1962 года, а в 1963 году выпустила свой первый альбом фламенковых песен.
Болезнь положило конец ее жизни в городе на каталонском побережье Коста-Брава после ее последнего выступления в Малаге. Ее останки покоятся в Сантандере, в семейном пантеоне ее мужа. В честь Карсен Амайи есть улица в Буэнос-Айресе и памятник в парке Монжуик в Барселоне.