(1936/11/16 — 2004/07/20)
Антонио Эстеве Роденас, более известный как Антонио Гадес. Танцор и хореограф, инноватор и модернизатор испанского танца фламенко
Родом из г. Эльда (Аликанте), Он родился 14 ноября 1936 года в семье рабочих. Его мать работала в обувной промышленности, а его отец, каменщик и убежденный коммунист. О своем отце он говорил: «Когда я родился, мой отец перестал существовать, он покинул дом защищая родину с пистолетом в руке, и это наполняет меня гордостью». Фигура отца будет влиять на его идеологию, положившую начало на его карьеру.
В возрасте одиннадцати лет он начал работать, чтобы помочь своей семье. Работал продавцом фруктов и курьером в фотосудии, чуть позже переехал в Мадрид и устроился печатником в мадридскую газету «ABC» . В Мадриде он менял одну работу на другую и параллельно увлекался корридой. Он утверждал, что «кровь искусства не текла по моим венам, в них текла анемия, вызванная голодом и заставлявшая меня работать».
Он научился танцевать с Пилар Лопес, которая видела в нем танцора с большой харизмой и талантом и пригласила его к себе в коллектив. Вместе с ней он изучал классический танец и все дисциплины испанского народного танца: фольклор и фламенко. С коллективом они совершили тур по Японии в 1960 году.
Год спустя он отправился в Рим, где поставил хореографию и исполнил роль Равеля в балете «Эль Болеро», и дал свою версию роли Кармен в «Балетной антологию». Вскоре после этого он стал ведущим солистом в театре балета де ла Скала в Милане. В этот период он приближается к чтению цыганских баллад Федерико Гарсиа Лорки, понимая, что танцем всей его жизни будет фламенко.
По совету наставника он принял сценическое имя "Гадес". В 1964 году он создал свою собственную компанию и позиционировал себя как продолжатель школы Висенте Эскудеро. В 1969 году он посетил Париж, представляя Испанию в Театре Наций, где получил премию критиков за лучшее шоу сезона.
Антонио Гадес утверждал, что главное это передать чувства танцем. Движение должны быть не просто для того, чтобы доставить удовольствие телу, напротив, оно должно рассказывать истории судеб людей по средствам фламенко. Гадес имел отношение к художникам и интеллектуалам, таким как Пикассо, Рафаэль Альберти, среди прочих, последний назвал стихотворение “Antonio Gades, bailaor” в его честь. Он использовал танец как способ выражения своих взглядов и как средство рассказать историю всего народа. В самых известных его работах «Кармен» и «Кровавая свадьба» по мотивом Лопа де Вега он затрагивает такие темы как несправедливость, классовое неравенство и роль женщины в патриархальном мире.
В 1975 году Гадес пропал со сцены на три года после сообщения о том, что Франко приказал расстреливать баскских боевиков. «Мы не можем наносить макияж, танцевать и развлекать людей, пока на улице происходят казни».
В 1978 году после создания национального балета Испании Гадес был назначен его художественным руководителием и оставался им до 1980 года, после политического скандала он ушел. В связи со своим уходом из балета он сказал: «Я заявил, что испанского балета не существует (...) Франко подавил галицкую и каталонскую литературу, желая навязать свои убеждения. Я не мог допустить, чтобы в танец проникла политика».
Он начал новый этап в своей работе, и к 1980-м годам он тесно сотрудничал с кинорежиссером Карлосом Саурой, с которым снял балетную трилогию фламенко, адаптированную для кинематографического экрана: «Кровавая свадьба» (1981), «Кармен» (1983), и «Колдовская любовь» (1987). В картине «Кармен» он работает с легендарным Пако де Люсия, гитаристом, символом инноваций и проекции музыки фламенко.
Антонио Гадес был и без сомнения является одной из главных фигур мирового танца в 20-м веке, давшим развитие испанского танца на театральном, концептуальном и музыкальном уровнях. Он был выдающимся интерпретатором испанской популярной культуры, который открыл игру в танце как способе борьбы и воинственности. И внес социальный протест во фламенко.
Его самой успешной хореографической работой стал фильм «Кровавая свадьба» Федерико Гарсии Лорки, где он сыграл главную роль. Он женился на испанской актрисе Пепа Флорес (Марисоль), они вместе снимались в фильме “Los días del pasado” (1978, Марио Камус).
Он был лауреатом Национальной театральной премии за лучшее хореографическое представление в 1979 году, призом за лучший спектакль в Буэнос-Айресе в 1974 году и национальной премией за изобразительное искусство в 1983 году. Он также получил награду за Изобразительное искусство в Мадриде. В июне 2004 года он был награжден в Гаване (Куба) орденом Хосе Марти, которая является самой высокой наградой Кубы среди деятелей искусства и культуры.
Антонио Гадес скончался 20 июля 2004 года в больнице имени Грегорио Мараньона в Мадриде.
«Танец - это не просто шаги, а то, что между ними»
(с)А.Гадес