Пальмас — это ритм секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши, им владеют все фламенкисты. Чаще всего «пальмасят» вокалисты и танцоры. В Испании очень распространено выступление артиста в концертных программах, который не поет, не танцует и даже не играет на гитаре, он только исполняет пальмас. Для чего он нужен? Пальмас придает музыкальный объем, который так необходим при камерных выступлениях. Он делает выступление более живым и колоритным.
Пальмас подразумевает ритмические хлопки, которые бывают 2х видов.
- «Глухие» хлопки. (Чтобы получился глухой хлопок, нужно взять две ладошки, чуть согнуть их по направлению друг к другу. Во время хлопка между ладошами образуется «вакуум», что и придает хлопку глухой звук)
Здесь мы можем прослушать какой должен быть звук глухого хлопка.
- «Звонкие» хлопки. (Для того, чтобы получился звонкий хлопок, нужно взять четыре пальчика правой руки (все кроме большого пальца) и ударить по ладони левой руки. Но ударить непросто, чтобы получился «шлепок». Нам нужен громкий и объемный звук. Для этого нам необходимо найти 4мя пальчиками правой руки «ямочку» в левой ладошке. Руки должны быть максимально расслабленны, тогда у нас получится звонкий звук.)
Здесь мы можем прослушать какой должен быть звук звонкого хлопка.
Важно!!!
- Когда мы хлопаем, ладони можно раскрывать не более чем на 10-15 см.
- Руки должны быть расслабленны, так как при напряженных руках звук получается неправильным и руки быстро устают.
- После каждого хлопка ладони остаются в закрытой позиции, открываются они только на следующий хлопок.
- Чередование звонких и глухих хлопков напрямую зависит от того на сколько нежно или импульсивно играет гитарист или поет вокалист. Чем нежнее поет вокалист, тем тише должны быть хлопки, и наоборот. На куплеты (летры) принято хлопать глухими хлопками, на дроби (эскабильи), припевы (калетии) звонкими.
Хлопки имеют еще одно деление, зависящее от ритмического счета. Счет бывает 2х видов: «тьемпо» и «контра».
- Тьемпо — это основной счет в музыке (например, в вальсе это 3 доли: раз, два, три.). Если мы говорим о фламенко, для примера можно взять один из самых простых стилей — тангос. Тангос — стиль на четыре четверти, то есть его основные доли: 1, 2, 3, 4. Соответственно, если мы будем хлопать тьемпо, то каждый хлопок придется на основную долю: 1, 2, 3, 4.
- Контра — это счет между основными счетами. Пример: 1и 2 и 3 и 4 и. И — это и будет контра.
Важно!!! Контра всегда зависит от тьемпо, но тьемпо никогда не зависит от контры. Темп задает тьемпо. Пример: при увеличении темпа тьемпо контра ускоряется.
В школе фламенко Flamencomania проходит расширенный курс занятий по ритму, пальмасу и компасу всех стилей фламенко.